Крещение как просвещение
 maxmediadv
maxmediadv
15.01.2015
О смысле праздника Крещения Господня, о традициях и технике нравственной безопасности рассказал руководитель Отдела катехизации Хабаровской епархии иерей Стефан Нохрин журналистам МаксМедиа ДВ.
Крещение – один из самых древних христианских праздников, восходящий ко временам апостолов, и таинство, связанное с преображением, духовным возрождением человека. 19 января в храмы и к иордани приходит множество людей с желанием ощутить благодать и сопричастность древней традиции.
Едины духом 
 
 Этот день объединяет верующих и тех, кто не связывает свою жизнь с  церковью. Одних привлекает грандиозность, красочность события, других –  возможность обрести смысл, третьих – надежда на исцеление. Крещение, как  любой религиозный праздник, имеет две стороны: внутреннюю,  содержательную и внешнюю, традиционную. Для верующего это неразделимо,  он стремится к внутреннему смыслу, а обряд призван помочь в этом.  Человек нецерковный часто обращает внимание на внешнюю, обрядовую  сторону, потому что она колоритная, яркая, но есть риск за внешнее  эффектностью потерять смысл. 
 
 Иерей Стефан Нохрин, руководитель отдела катехизации и духовного  просвещения Хабаровской епархии, считает даже такой интерес к церковной  жизни хорошим началом, шагом к обновлению. 
 – Если человек участвует в этом празднике не ради суетного желания  проверить свои силы, не как дань моде и не за компанию, если есть  стремление быть в этот день вместе с верующими, разделить их радость,  значит в его душе есть религиозный зов. В жизни такого человека  произошла встреча с Богом, он это ощутил и способен воспринимать  глубокий смысл Крещения. Для тех, кто в начале пути, важен опыт,  накопленный церковью за два тысячелетия. А ей есть, что сказать  современному человеку. Это подтверждается растущим числом верующих. Мы  ввели обязательные беседы перед крещением. Желающих покреститься стало  меньше, но увеличилось число людей, приходящих в храм. Они не частые  гости, но на больших праздниках у нас. Исповедуются и причащаются.  Многие сегодня утратили жизненные ориентиры, испытывают чувство горечи и  безрадостности и, не имея почвы под ногами, пишут свою жизнь как  черновик. Праздник – это повод прийти и услышать Бога. Это возможность  почувствовать единение не только территориальное, но и нравственное,  духовное. Когда храм заполнен людьми, понимаешь, что мы – православный  народ, и у нас есть ресурс, дающий силу, стойкость и надежду на  преображение. 
 
 Не купанием единым 
 
 19 января – день, когда Христос явился миру как Сын Божий, когда была  открыта тайна Святой Троицы, отсюда второе название праздника –  Богоявление. Это знак сопричастности Христа земной человеческой жизни,  его единения со своим народом и с каждым человеком. Он вместе с нами  проходит путь страдания, покаяния и искупления. Крещение – это  восстановление образа Бога в себе, единение с Христом, начало  осмысления, приведения в порядок своей жизни. 
 
 – Поэтому желательно, чтобы 19 января привлекало не только купанием. В  этот день вспомните о Боге, помолитесь о близких, себе самом, – говорит  отец Стефан. – Купание – это благочестивая традиция, которая не  подменяет таинства крещения. Не погружение в иордань само по себе  смывает грехи, а обращение к Богу. Приходящий к купели, иордани, должен  понимать, что обряд обретает смысл с молитвой, с духовным действием.

  Великое водоосвящение 
 
 На праздник Богоявления, Крещения освящается вся вода. Используется  святая вода по потребности. Вода пьется натощак, с просфорой, каждое  утро. Когда происходят нехорошие события, болеют близкие, случаются  неприятности и пр., можно окропить дом, вещи. Это действие церковное,  оно имеет смысл когда есть молитва. Если человек надеется, что она будет  работать без молитвы, без обращения к Богу, это не правильное, не  духовное понимание, граничащее с суеверием. Не обязательно читать  канонические молитвы, можно обращаться к Богу своими словами, с тем, что  сейчас хочется сказать. 
 
 В Хабаровске много храмов, где можно взять освященную воду. Считается  также, что в крещенскую ночь вода в водоемах освящается Духом Божьим.  Но неправильно думать, что достаточно просто открыть кран и набрать  такую воду. Человек тогда лишается главного – церковного общения с  Богом. Если ты далеко, но чувствуешь себя частью церкви, пусть освящение  воды совершается не здесь, в другом месте. Ощущение единства с целым,  сила моей молитвы, и той, что освящает воду, способны сделать воду из  обычного источника святой, потому что она везде святая. Вода не  действует механически, ее сила от Бога, а Он действует там, где есть  готовность Его принять. Если сердце и душа к этому не готовы, закрыты,  Бог и не будет здесь действовать. 
 
  Техника не только нравственной безопасности 
 
 Во время праздника дежурят специальные службы, которые могут не  пустить сразу много народу на лед, и нужно проявить терпение,  спокойствие. 
 
 – Людям нужно понимать, что существуют меры безопасности, не за все  церковь здесь может отвечать, - говорит отец Стефан. – Есть и другая  сторона безопасности, нравственная. Часто можно наблюдать картину, когда  стоящие в очереди за святой водой люди ругаются. Получается, что  человек взял святую воду и в озлоблении ушел из храма. В таком действии  нет никакого смысла, теряется дух праздника. Нужно стараться обрести мир  в душе. Храм – святое место, если ты уступишь, Господь даст тебе ту  благодать, которую ты мог потерять. – Это день для того чтобы  помолиться, повод задуматься о том, как мы живем, что может сделать  каждый из нас, и верующий, и неверующий, чтобы улучшить качество своей  духовной жизни, – продолжает отец Стефан.


